Только 56% опрошенных девелоперов частично или полностью внедряют стандарты благоустройства общественных пространств. Это помогает оптимизировать расходы на благоустройство и эксплуатацию дворов в новостройках. Оставшиеся 44% респондентов признаются, что каждый раз разрабатывают проект благоустройства «с нуля», не учитывая опыт эксплуатации дворов в реализованных жилых комплексах. Таковы результаты опроса консалтингового бюро Atlas и Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД). В опросе приняли участие компании-члены гильдии и другие крупные игроки рынка недвижимости, в том числе Dogma, «Садовое кольцо», «Самолет», Time Development, ФСК Family, «Эталон» и «ЯДРО».

«Вопреки распространенному мнению, что любые регламенты предполагают создание проектов „под копирку“, девелоперы, внедрившие стандарты благоустройства, напротив, получают каталог разнообразных и хорошо сочетающихся между собой решений. Они помогают создавать уютные дворы, которые в течение многих лет выглядят так же привлекательно, как на рендерах, не требуют регулярных вложений в ремонт, удобны в эксплуатации», — говорит генеральный директор Atlas Александра Сытникова.

Половина опрошенных девелоперов отметили, что тратят на благоустройство территории от 2 до 10% из общего объема инвестиций в проект. Еще 20% компаний утверждают, что в их проектах затраты на благоустройство составляют 10−15%. Около трети — 30% компаний — тратят на благоустройство менее 2% бюджета, следует из результатов опроса.

При этом 62% девелоперов подтвердили, что за последние 2−3 года вложения в эту статью расходов выросли, в том числе, из-за санкций и ухода с российского рынка некоторых компаний-поставщиков мебели и материалов для дворового благоустройства. С проблемой поставщиков столкнулись 25% респондентов.

Девелоперы фиксируют возросший интерес к теме благоустройства со стороны покупателей. По оценкам 87% респондентов, именно пандемия и переход «на удаленку» сформировали спрос на ЖК с качественным благоустройством, включающим зонирование, ландшафтный дизайн и разнообразные детские и спортивные площадки. 75% девелоперов убеждены, что благоустройство является определяющим фактором при выборе ЖК среди вариантов, сопоставимых по цене и локации.

По наблюдениям экспертов Atlas, помимо возросших требований со стороны покупателей недвижимости к качеству благоустройства, изменился взгляд и на функциональное наполнение дворов. На смену культа детских площадок приходит концепция разделения шумных и тихих зон. Детские и спортивные пространства, согласно последним тенденциям, выносятся в близлежащие парки и скверы, во дворах же остаются зоны для игр самых маленьких, а также беседки или мини-огороды для жителей. Дворы становятся спокойным местом для работы и отдыха, со столами и стульями, розетками и навесами.

Мнения экспертов

Президент ГК «ЯДРО» Алексей Крюков:

«Концептуальные зелёные дворы — это запрос, который во многом продиктован конечным покупателем. Людям не все равно, как выглядит двор, какого качества газон и сколько вокруг деревьев. Такое неравнодушие дает хороший толчок индустрии. Создавая зелёные территории, очень важно после высадки растений правильно за ними ухаживать, что, к сожалению, не всегда выполняется. Именно поэтому главный тренд в городском озеленении сегодня — это использование неприхотливых растений, которые после высадки можно будет максимально удобно и просто эксплуатировать. Таких растений достаточно много и все они прекрасно себя чувствуют в наших широтах. Начнем с деревьев — это ели обыкновенные, сосны обыкновенные и горные разных сортов, а также различные сорта стелящихся можжевельников. Из кустарников — кизильник, который прекрасно стрижется и формируется в различные конфигурации, особенно при посадке крупными массивами, сорта спиреи японской, спирея серая Грефшейм и, конечно, гортензии метельчатые и древовидные также в групповой посадке».

Управляющий президент INST GROUP Дмитрий Юдашкин:

«Развитие территорий ЖК посредством спортивно-событийной инфраструктуры позволит выделить объект в конкурентном окружении, увеличить спрос со стороны целевой аудитории на жилую и коммерческую инфраструктуру, обеспечить экономическую устойчивость реализации проекта для девелопера. К сожалению, в настоящее время мы все еще встречаем спортивную инфраструктуру низкого качества. В чем это выражается? Если вкратце: „строят не то и не там“. На практике часто это либо маленькие площадки с очень скудным спортивным функционалом, который не интересен или недостаточен современному потребителю, либо очень большая площадь спортивной территории, где представлено некачественное, несовременное и небезопасное оборудование. Как итог: очень низкая посещаемость площадок, а иногда и травмы или даже несчастные случаи».

Директор департамента маркетинга ФСК Family Екатерина Коган:

«Мы, в первую очередь, обращаем внимание на следующие „фишки“ благоустройства. Во-первых, нам важно, чтобы благоустройство было одинаково красиво как с уровня глаз взрослого человека, так и малышей, которые видят мир иначе — на уровне 1 метра. И они должны чувствовать, что мир к ним радушен. Поэтому используется разноуровневое озеленение, низкие световые мафы и другие элементы. Во-вторых, места общего сбора. Мы поддерживаем возрождение крепких соседских связей, поэтому проектируем во всех проектах мини-площади или амфитеатры для проведения клиентских мероприятий, общепоселковых праздников. В-третьих, места уединения и место силы: тихие лаунж-зоны в лесу или с видом на пруд (если позволяет участок). Обычно мы оборудуем такие пространства гамаками, лавочками, беседками с полками для буккроссинга, а также зарядками и лампами для чтения в темное время суток».

Директор по маркетингу и PR Time Development Ирина Морозова:

«Наши покупатели, как правило, семейные люди, переезжают в новые ЖК, чтобы улучшить условия жизни. В первую очередь, они предъявляют требования к безопасности детского игрового оборудования. Мы видим тренд на экологичность, натуральные материалы. Кроме качелей и каруселей, сегодня есть запрос на оборудованные общественные релакс-зоны, в которых можно расположиться с наушниками и ноутбуком, например. Для спортивно-ориентированных жителей важно наличие в комплексе уличных тренажеров, многофункциональных площадок для занятий футболом, волейболом и т. п. Тон задают ведущие девелоперы рынка, которые привлекают к работе архитектурные бюро для проектирования плэйхабов. Существуют, конечно, стандарты ТЭПы и СНИПы благоустройства. Мы им соответствуем, но и стараемся предложить какой-то эксклюзив, исходя из современных требований и ожиданий жителей».

Актуальные проекты компании ФСК (июль 2023)
ПроектРасположениеГКЦена за квартиру
UP-квартал «Воронцовский»2 кв. 2026 г.от 2 892 210 руб.
АрхитекторМосква, Юго-Западный округ, район Обручевский, м. Калужская4 кв. 2023 г.от 13 710 944 руб.
РимскийЛенинский район, п. Развилка1 кв. 2024 г.от 5 458 387 руб.
РихардМосква, Северный округ, район Хорошевский, м. Полежаевская1 кв. 2022 г.от 15 779 968 руб.
Sydney CityМосква, Северо-Западный округ, район Хорошево-Мневники, м. Хорошёво МЦК3 кв. 2024 г.от 17 884 272 руб.
Центр-2г. ЖелезнодорожныйСдан--
Sydney PrimeМосква, Северо-Западный округ, район Хорошево-Мневники, м. Народное Ополчениеот 39 715 000 руб.
СкандинавскийМытищинский район, г. Мытищи3 кв. 2023 г.от 5 629 635 руб.
Sky GardenМосква, Северо-Западный округ, район Южное Тушино, м. Тушинская2 кв. 2025 г.от 10 225 476 руб.
Движение. ТушиноМосква, Северо-Западный округ, район Покровское-Стрешнево, м. Тушинскаяот 8 430 668 руб.
ДыханиеМосква, Северный округ, район Тимирязевский, м. Тимирязевская4 кв. 2016 г.от 18 622 473 руб.
Движение. ГоворовоНовая Москва4 кв. 2025 г.от 5 940 699 руб.
РоттердамМосква, Южный округ, район Нагатино-Садовники, м. Нагатинская4 кв. 2024 г.от 12 705 000 руб.
The LAKEМосква, Северо-Восточный округ, район Свиблово, м. Ботанический садот 21 607 740 руб.
Заречный кварталОдинцовский район1 кв. 2024 г.от 9 302 280 руб.
Жаворонки клабОдинцовский район1 кв. 2024 г.от 4 923 788 руб.
1-й ЛенинградскийМосква, Северный округ, район Молжаниновский, м. Планерная1 кв. 2023 г.от 7 014 108 руб.
НастроениеМосква, Северо-Восточный округ, район Ярославский, м. Ростокино МЦК3 кв. 2021 г.от 10 195 708 руб.
Датский кварталМытищинский район, г. Мытищи4 кв. 2023 г.от 6 312 800 руб.
РежиссерМосква, Северо-Восточный округ, район Ростокино, м. Ботанический сад4 кв. 2023 г.от 21 060 135 руб.
СколковскийОдинцовский район, г. ОдинцовоСдан--
Источник данных: База недвижимости IRN.RU
Показать все
Актуальные проекты компании Группа Эталон (июль 2023)
ПроектРасположениеГКЦена за квартиру
Жилой квартал ShagalМосква, Южный округ, район Даниловский, м. ЗИЛ МЦК1 кв. 2025 г.от 13 279 566 руб.
Изумрудные ХолмыКрасногорский район, г. КрасногорскСдан--
VoxhallМосква, Центральный округ, район Замоскворечье, м. Павелецкая3 кв. 2025 г.от 15 441 770 руб.
НормандияМосква, Северо-Восточный округ, район Лосиноостровский, м. МедведковоСдан--
Жилой остров Nagatino i–LandМосква, Южный округ, район Даниловский, м. Технопарк3 кв. 2025 г.от 13 915 419 руб.
Квартал Галактика1 кв. 2023 г.--
Летний садМосква, Северный округ, район Дмитровский, м. СелигерскаяСданот 14 552 894 руб.
КрыльяМосква, Западный округ, район Раменки, м. АминьевскаяСданот 241 328 000 руб.
Счастье на СеменовскойМосква, Восточный округ, район Соколиная гора, м. СеменовскаяСдан--
ДесяткаРаменский район, г. Раменское2 кв. 2024 г.от 4 191 641 руб.
ФинскийЩелковский район, г. Щелково1 кв. 2024 г.--
Серебряный фонтанМосква, Северо-Восточный округ, район Алексеевский, м. АлексеевскаяСданот 47 934 164 руб.
Источник данных: База недвижимости IRN.RU
Показать все