Эксперты премии Urban изучили, где в России студии пользуются наибольшим доверием у застройщиков. Выборка исследования охватывает все «миллионники» и прочие города с объемом экспозиции от 2 тыс. лотов – всего 39 локаций. Первая двадцатка рейтинга включает рынки, которые заполнены малогабаритными лотами не менее чем на 7,9%. Примечательно, что сразу семь вакансий в топ-20 закрывают столицы вместе с их ближайшими пригородами. Это обусловлено как демографическими, так и социально-экономическими факторами, говорится в пресс-релизе Urban.
Мурино по-прежнему оправдывает свою репутацию города-«гетто» с новостройками, которые плотно набиты маленькими квартирами. Студии занимают 35,3% на местной витрине. Это рекордное значение в масштабах всей страны. Расположенный неподалеку городок Сертолово демонстрирует вдвое меньшую пропорцию – 16,5%. Но это все равно очень много – седьмое место по России. Содержание студий в собственно петербургских проектах держится немного ниже планки в 30%. По оценке аналитиков Urban, в границах Санкт-Петербурга и Ленинградской области сосредоточена примерно четвертая часть общероссийских запасов этого типа жилья. Еще столько же экспонируется в комплексах Московского региона. В самой Москве студии образуют 14,8% от совокупного объема предложения. По этому показателю столица уступает трем своим пригородам – Мытищам (21,7%), Химкам (20,7%) и Балашихе (15,0%).
С точки зрения Ольги Хасановой, руководителя премии Urban, подобные результаты – не аномалия, а закономерность, основанная на демографии и особенностях баланса доходы-цены.
«Московский и Петербургский регионы лидируют в РФ по притоку внутренних мигрантов. Те из них, кто собирается обосноваться на относительно длительный срок, нуждаются в недорогом жилье, а в современных условиях это студии. Застройщики в обоих мегаполисах знают, что потребительская аудитория вынуждена экономить на габаритах покупаемых квартир. А студии – это как раз тот продукт, у которого в теории должно быть больше всего платежеспособных интересантов. Также следует учитывать, – продолжает Ольга Хасанова, – что Москва, Санкт-Петербург и примыкающие к ним области отличаются низким уровнем рождаемости. Доля горожан, которые не собираются заводить детей, здесь вдвое выше, чем в среднем по стране. Малая площадь для таких людей – не проблема. По сути, квартира им нужна как место, где можно переночевать и хранить вещи. Иными словами, в столичных локациях достигает максимума процент и тех, кто сознательно выбирает жизнь в студиях, и тех, у кого нет другого выбора».
В целом обилие студий – это реалия больших рынков (с объемом предложения от 10 тыс. лотов). Так, в Екатеринбурге их представительство исчисляется 16,2%, в Ростове-на-Дону – 16,1%, в Новосибирске – 14,0%, в Краснодаре – 13,6%, в Тюмени – 12,4%. Следует отметить, что повышенную активность в продвижении студий проявляют уральские застройщики. Это касается не только упомянутого екатеринбургского рынка, но также челябинского (24,3%), уфимского (11,2%), ижевского (10,0%) и пермского (9,7%). В свою очередь из городов на Волге в топ-20 вошли всего два – Астрахань (14,3%) и Нижний Новгород (7,9%). Традиционно за счет студий формируется весомый сегмент предложения на Черноморском побережье – в Сочи (16,8%) и Анапе (12,1%). В контексте курортной недвижимости они выступают аналогом гостиничных номеров.
По итогам исследования специалисты Urban выделили довольно многочисленную группу городов, в которых студиями комплектуется от 4% до 7% экспозиции. К ней принадлежат Волгоград, Новороссийск, Ульяновск, Тула, Воронеж, Самара, Липецк, Казань, Красноярск, Владивосток и Хабаровск. На рынках Ярославля, Омска, Рязани, Сургута, Пензы, Калининграда, Иркутска и Ставрополя доля малоформатного предложения не поднимается выше 1,0-2,5%.
«В среднесрочной перспективе доля студий в крупнейших российских агломерациях будет расти, поскольку социально-экономическая ситуация не благоприятствует росту доходов населения, а застройщики вынуждены будут компенсировать растущие издержки. По всей видимости, продолжит нарастать и атомизация общества. То есть студии - в достаточно комфортном их издании - получат еще и дополнительный импульс спроса», - резюмирует Ольга Хасанова.